Монтаж рессор на раму транспортного средства выполняется с помощью опор, построенных на специальных деталях — пальцах.
Палец рессоры — общее наименование деталей в виде стержней с различным способом монтажа (резьбовое, клиновое, шплинтовое), выступающих осями или крепежными деталями в рессорных подвесках транспортных средств.
Рессорная подвеска, изобретенная еще в XVIII веке, все еще остается актуальной и широко используется в автомобильном транспорте. Рессоры выступают в роли упругих элементов, которые за счет своих пружинящих свойств сглаживают удары и толчки при движении автомобиля по неровностям дороги. Наибольшее распространение получили полуэллиптические рессоры с двумя точками опоры на раму — шарнирной и скользящей. Шарнирная точка обеспечивает возможность поворота рессоры относительно рамы, а скользящая — изменения длины рессоры при деформациях, возникающих в моменты преодолении неровностей дорожного покрытия.
Осью шарнирной опоры, которая располагается в передней части рессоры, выступает специальный элемент — палец ушка рессоры (или палец переднего конца рессоры). Задние скользящие опоры рессор чаще всего выполняются на болтах и других деталях, но иногда и в них используются пальцы различных конструкций.
Пальцы рессор — важные детали подвески, постоянно работающие под высокими нагрузками (даже когда автомобиль не движется), поэтому они подвержены интенсивному износу и периодически требуют замены. Но прежде, чем покупать новые пальцы, следует разобраться в конструкции и особенностях этих деталей.
Пальцы рессор классифицируются по функциям, выполняемым в подвеске (и, соответственно, по месту монтажа), и по способу монтажа.
По назначению (функциям) пальцы делятся на три основных группы:
Практически во всех рессорных подвесках присутствует палец ушка, который является основным элементом передней шарнирной точки опоры передних и задних рессор. Данный палец выполняет несколько функций:
Пальцы задней опоры можно найти не во всех рессорных подвесках, зачастую эта деталь заменяется болтами или кронштейнами без каких-либо резьбовых крепежных деталей. Данные пальцы можно разделить на два основных вида:
Наиболее часто используются одиночные пальцы, расположенные в заднем кронштейне, рессора опирается на этот палец (непосредственно или через специальную жесткую прокладку). Сдвоенные пальцы используются значительно реже, и обычно на автомобилях небольшой массы (например, на некоторых моделях УАЗ). Пальцы собираются в пары с помощью двух пластин (щек), образуя серьгу для подвески рессоры: верхний палец серьги устанавливается в кронштейн на раме, нижний палец — в ушко на задней части рессоры. Такое крепление позволяет заднему концу рессоры смещаться в горизонтальной и вертикальной плоскости при движении колеса по неровностям дороги.
Разного рода монтажные пальцы используются для соединения пакета пластин рессоры с ушком (или рессорной пластиной, на конце которой сформирована петля). Для соединения могут использоваться как пальцы, так и болты в сочетании с различными пластиковыми и резиновыми втулками.
По способу монтажа пальцы рессор делятся на три типа:
В первом случае используется цилиндрический палец, на боковой поверхности которого выполнено две поперечных полукруглых выточки. В кронштейне предусмотрено два поперечных болта, которые входят в выточки пальца, обеспечивая его заклинивание. При таком монтаже палец надежно удерживается в кронштейне, он не проворачивается вокруг оси и защищен от выпадения под действием ударных нагрузок и вибраций. Пальцы этого типа широко используются в грузовых автомобилях, в том числе в отечественных КАМАЗах.
Во втором случае на конце пальца нарезается резьба, на которую наворачивается одна или две гайки с упорными шайбами. Могут использоваться как обычные гайки, так и корончатые гайки в комплекте со шплинтом, который устанавливается в поперечное отверстие в пальце, и надежно контрит гайку.
В третьем случае используются пальцы, фиксируемые только шплинтом, который выступает в роли упора, предотвращающего выпадение детали из кронштейна. Дополнительно со шплинтом применяется упорная шайба.
Пальцы первого и второго типов применяются в передних опорах рессор, пальцы третьего типа — в задних опорах рессор.
В отдельную группу можно вынести пальцы, используемые в серьгах рессор. В одну щеку пальцы запрессовываются, для чего под их головками выполняется расширение с продольной насечкой — палец этим расширением устанавливается в отверстие в щеке, и жестко фиксируется в нем. Соединение со второй щекой осуществляется обычными гайками или корончатыми гайками со шплинтами. В результате создается разъемное соединение, благодаря которому серьгу можно без труда монтировать и демонтировать, а при необходимости и разбирать для замены одного пальца.
Монтаж пальцев передних опор в кронштейны осуществляется через сплошную или составную втулку. В грузовых автомобилях чаще всего используются сплошные стальные втулки, в которые пальцы устанавливаются через два кольцевых резиновых уплотнителя (манжеты). В более легких автомобилях широкое применение находят составные втулки, состоящие из двух резиновых втулок с буртами, соединенных наружной и внутренней стальными втулками — такая конструкция является резинометаллическим шарниром (сайлентблоком), который снижает общий уровень вибраций и шума подвески.
Для нормальной работы пальца передней опоры (ушка рессоры) необходима его смазка — с этой целью в пальцах выполняется Г-образный канал (сверление в торце и в боковой части), а в торец на резьбе монтируется стандартная пресс-масленка. Через масленку в канал пальца нагнетается консистентная смазка, которая поступает к втулке и за счет давления и нагрева распределяется по всему зазору между втулкой и пальцем. Для равномерного распределения смазки (а также для правильной установки детали в кронштейн) в пальце могут выполняться продольные и поперечные выточки различных форм.