Романы «Преступление и наказание», «Идиот», наряду с «Бесами» «Подростком» и «Братьями Карамазовыми», входят в так называемое «пятикнижие» Ф. М. Достоевского: их роль в мировой литературе сравнивают по значимости с первыми пятью книгами Библии — Пятикнижием Моисея. Глубоко социальные и в тоже время трактующие о фундаментальных вопросах бытия, эти романы во многом изменили наши представления о возможностях литературы и природе человека. Первым из этих великих произведений Достоевского стал роман «Преступление и наказание» (1866). Он был задуман как «психологический отчет одного преступления», однако писатель далеко отступил от первоначальных планов, заставив читателя размышлять о грехе и искуплении, о границах дозволенного, о духовной смерти и воскресении. Основную идею романа «Идиот» (1868) Достоевский сформулировал так: «…Изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь». «Князь-Христос» выходит на проповедь, и в его слова Достоевский вкладывает свои заветные мысли о русской душе и вере.
Еще о книге
«Теперь же в зрелом возрасте, взяв в руки "Идиота", я смогла по-настоящему оценить гениальность этого великого писателя. И это не пустые слова, и не дань моде, роман действительно увлекательный и стоящий».
«Спустя много лет я всё же решила перечитать роман,окинуть его своим взглядом взрослого человека. И он меня не разочаровал! Напротив, стал призывом прочитать(или перечитать) другие произведения величайшего гения русской литературы. И свой текущий читательский год я решила объявить годом Достоевского».
«С моей последней встречи с Достоевским прошло полжизни. Это совсем новое впечатление, очищенное от слепого слежения за сюжетом, выискивания исторической подоплёки, сличения с критикой и мыслей о правильном сочинении. Это было переживание - со-проживание истории. Это была попытка вместе с Мышкиным смотреть вглубь, за маски, за образы. И тоже попытаться научиться понять, а не судить».
Об авторе
Федор Михайлович Достоевский, великий русский мыслитель и писатель, родился в Москве 30 октября 1821 года в семье врача Мариинской больницы для бедных. Учился вместе с братом Михаилом в частном пансионе, увлекался произведениями Шиллера. В 16 лет Федор потерял мать, а вскоре и отца. Финансовые проблемы воспрепятствовали поступлению в Московский университет на гуманитарное отделение, и Достоевский был вынужден отдать предпочтение более практической специальности. В 1838 году он поступил в Петербургское Главное военно-инженерное училище, которое успешно закончил в 1843.
Творческий путь писатель начал в 1846 году опубликованием повести "Бедные люди", где талантливо изобразил трагедию маленького человека. Повесть была одобрительно встречена В.Белинским и Н.Некрасовым и принесла автору известность. Вскоре список книг пополнился произведениями в различных жанрах: психологической повестью "Двойник", фантастической - "Хозяйка", драматической - "Hеточка Hезванова" и лирической - "Белые ночи". Прообразом героя романа "Бесы" Николая Ставрогина стал М. Cлесинев, организатор кружка петрашевцев. За связь с участниками кружка Достоевский в 1849 году был арестован, провел 8 месяцев в Петропавловской крепости и приговорен к смертной казни. Казнь была отменена по высочайшему распоряжению, но те 10 минут, которые писатель провел на плацу в ожидании смерти произвели на него глубокое впечатление и нашли отображение в написанном позже романе "Идиот". После возвращения с каторги в 1859 году Достоевский продолжает литературное творчество, сборник книг талантливого автора пополнился произведениями "Село Степанчиковo и его обитатели" и "Дядюшкин сон". В тот же период был написан первый роман серии книг "Униженные и оскорбленные". В книге "Записки из мертвого дома", имевшей огромный успех, он описал время, которое провел на каторге. Роман "Преступление и наказание", получивший мировую известность, начал печататься в "Русском вестнике" с января 1866 года. Последний роман "Братья Карамазовы" так и остался незаконченным. Ф.М.Достоевский скончался 9 февраля 1881 года, похоронен на Тихвинском кладбище в Александро-Невской Лавре.